Сегментация email-подписчиков — дело для автоматизации

gazel-knife-cut-bread1_1280x853

Простое правило: не сегментируешь базу подписчиков — занимаешься email-маркетингом наугад. Это примерно то же самое, что приставать к пешеходам на улице, предлагая купить чехол на айфон. У кого-то действительно будет айфон, у кого-то даже той самой модели, а у некоторых — айфон нужной модели без чехла. Но в основном после такого email-маркетинга не по адресу вас будут посылать от вас будут отписываться.

Итак, сегментация, таргетинг — вот то, что нужно каждому ритейлеру. Вопрос в другом: как эту сегментацию делать?

Подход первый: ручная сегментация

Данные можно получить от самого пользователя, попросив его указать в личном профиле свой размер ноги, возраст детей, особенности кожи — любую ценную для магазина информацию.

Например, магазины с товарами для новорожденных часто добавляют опцию «мои дети». Регистрируешь профиль, указываешь количество чад, пол каждого, возраст на данный момент. Дело в шляпе — магазин теперь знает, какие товары добавлять в рассылки конкретному пользователю.

Babadu стимулирует нужное действие, обещая подарки ко дню рождения ребенка. image00

Однако всех такой функцией не охватишь — далеко не все будут оставлять такие данные по собственному желанию. К тому же, есть незарегистрированные пользователи (просто подписчики). Они могут вообще никогда не зарегистрироваться, но в базе присутствовать и на сайт время от времени заходить.

Чтобы охватить и этих — некоторые предлагают отправлять специальные письма-опросники.

Обычно это дизайнерские рассылки с вариантами ответа внутри. Получатель кликает «у меня собака» или «у меня попугай», или «моему ребенку 1,5 года» — а магазин получает эти данные и добавляет в базу. Согласно некоторым данным, таким образом можно собрать данные примерно с 10% аудитории.

Неплохо, но есть недостатки:

    • Много расходов. Нужно написать текст, нарисовать дизайн, сверстать. Подумать, какой заголовок будет лучше. Задача такого письма — максимальное взаимодействие, поэтому вложиться придется.
  • Низкая читаемость писем. Если у вас база 100 000 подписчиков, то при читаемости писем даже в 30% (очень хороший показатель) вы будете очень и очень долго собирать данные со всей базы.
  • Требует активных действий от получателя. Мало того, что письмо нужно увидеть и открыть, так еще и сообщить магазину данные о себе. Не каждый захочет с этим связываться, а кому-то будет просто лень. Вспомните, как часто вы соглашаетесь принять участие в телефонном соцопросе в разгар рабочего дня.
  • Ручной контроль. Нельзя просто скомпоновать письмо-опросник, разослать один раз и почивать на лаврах. Придется анализировать результаты, менять дизайн и переписывать тексты — лишь бы в следующий раз показатели были выше.
  • Аудитория меняется каждый день. Появляются новые подписчики — им нужно сразу же присылать опросники. Находить способы понять, когда нужно актуализировать данные о пользователе (например, когда клиент с ответом «у меня нет детей» вдруг стал родителем). Решить, нужно ли исключать из будущего анкетирования тех, кто в прошлый раз получал письмо, но не ответил.

Это всё усложняет.

Подход второй: автоматическая сегментация

Для начала поясним: сегментация сегодня используется отнюдь не только для таргетинга рассылок. Например, REES46 — это платформа, которая умеет практически всё: рассылать email-ы (триггерные и обычные), рассылать web-push сообщения, рекомендовать товары в каталоге, использовать баннерный ремаркетинг брошенных корзин и так далее.

В основе каждого канала — сегментация. Рассылки с нужными товарами уходят «правильным» получателям, в каталоге каждый посетитель видит товары, рекомендованные лично ему, по интересам.

Например, перейдите на сайт с демонстрацией возможностей нашей платформы по части товарных рекомендаций — в каталоге есть и мужские, и женские товары. Посмотрите товары, которые вам интересны. А теперь взгляните на рекомендации — какие товары система предлагает лично вам?

Если бы мы собирали данные о всех пользователях в подключенных магазинах через рассылку опросников — на это ушло бы примерно две вечности.

Поэтому в REES46 работает автоматическая сегментация. Система анализирует действия вашего клиента или подписчика — и записывает все полученные данные в его виртуальный профиль.

Сегментация идет без вашего участия, отслеживаются следующие параметры:

  • География пользователя.
  • Средний чек в разных товарных категориях.
  • Активность: как часто клиент посещает сайт, покупает (RFM-анализ).
  • Пол, возраст, семейное положение пользователя.
  • Размеры одежды и обуви (полезно для магазинов одежды).
  • Тип и состояние кожи и волос, предрасположенность к аллергиям (критически важно для магазинов косметики).
  • Количество, пол и возраст детей (для магазинов детских товаров).
  • Количество питомцев, их порода, пол и возраст (для магазинов зоотоваров).
  • Наличие квартиры или загородного дома, стадия ремонта (магазины товаров для строительства и ремонта).
  • Частота поездок по стране и за границу, страны назначения, ценовой сегмент отелей (полезно для туристических сервисов).
  • Наличие автомобиля, его марка, модель и другие особенности (для магазинов запчастей и тюнинга).

Как это работает — мини-пьеса

Вы можете сами всё увидеть на demo.rees46.com.

Пользователь зашел на магазин одежды. Кликнул на мужские ботинки.

REES46: «запишем „+1“ в мужской профиль».

Пользователь посмотрел мужские ботинки, пошел в категорию женских платьев.

REES46: «хм, а может быть, и женщина. Вернем состояние „50/50“».

Пользователь посмотрел платье и пошел в женские туфли.

REES46: «точно, женщина. „+1“ в женский профиль».

Пользователь посмотрел туалетную воду для мужчин.

REES46: «создаю два связанных профиля — мужской и женский. Один из них выбирает как себе, так и своей паре».

Пользователь ушел из магазина одежды. Зашел в магазин зоотоваров. Кликнул на корм для мелких пород собак.

REES46: «да у них и собака есть. Создаю еще один связанный профиль для питомца».

Пользователь купил корм. Вернулся в магазин одежды, купил платье и туфли.

REES46: «Ок. Мужские туфли забыли. Отправляю триггер „Смотрел, но не купил“. Рекомендую к этим туфлям также пару похожих и ремень (сопутствующий товар). На сегодня все. Не больше одного триггера в день. А то у него на карте баланс уже заканчивается».

Виртуальные профили с объединенными данными. Зачем это нужно

Итак, REES46 объединяет данные по каждому пользователю, полученные от всех магазинов, к которому подключена платформа, в единые виртуальные профили.

Зачем? Так данные получаются более разносторонними.

К примеру, у вас есть условный магазин автотоваров и покупатель Иван Иванович из Костромы на Lexus RX-330. Вы знаете, что он заботится о своей «ласточке» и регулярно покупает у вас полироль, тряпочки, освежители и так далее. Это те данные, которые были записаны в виртуальный профиль Ивана Ивановича как пользователя вашего магазина. Но есть другая сторона жизни Ивана Ивановича — у него недавно родилась дочь. Об этом знает другой магазин в сети REES46 (не ваш, а какой-нибудь магазин детских товаров). Эти данные также были записаны в его виртуальный профиль.

Какую выгоду ваш магазин может извлечь из таких данных? Например, вовремя прислать Ивану Ивановичу скидку на детские автокресла.

Итак, чем автоматическая сегментация превосходит ручную:

  • Не нужно тратить время на опросы. Система сама анализирует поведение пользователей, ваше участие не нужно.
  • Есть данные даже при первом контакте с клиентом. Магазин может рекомендовать правильные товары посетителю, даже если тот впервые оказался на вашем сайте. Это Small Data, детка.
  • Наиболее полная картина по каждому клиенту. В виртуальном профиле хранятся как основные виды данных (например, пол, география), так и специфические: сюда относятся данные, нужные для конкретных отраслей (в примерах было про детские магазины, магазины зоотоваров и так далее).
  • Для начала сегментации не обязательна почта. Например, если пользователь сначала был просто подписчиком, пару раз переходил на ваш сайт, кликал по товарам, а потом всё-таки зарегистрировался — данные, полученные на каждом этапе будут объединены в его виртуальном профиле. Для этого мы используем мэтчинг (сопоставление) данных.

Итого

Ручные опросы работают, но очень уж медлительны и не универсальны.

Более технологичное решение для сегментации базы — автоматизировать этот процесс с помощью технологичного решения на основе Small Data.

Вот такого.

Подпишитесь на рассылку

Два письма в месяц: полезные статьи про маркетинг, исследования, инструкции, гайды, чек-листы и кейсы с лучшими практиками наших клиентов.