Как разные отрасли переживают пандемию коронавируса

Карантин, самоизоляция и прочие прелести пандемии продолжают раскручивать экономику в разные стороны. Но не для всех эти виражи проходят одинаково. Пока одни отрасли изо всех сил стараются выжить, другие неплохо зарабатывают.

Кому не повезло

Туризм
Раньше всех пострадала от коронавируса отрасль туризма. Закрытые границы будут стоить США 24 млрд долларов, а Италии — 30 миллионов туристов в этом году. Во всем мире могут потерять работу 50 миллионов человек.

Фернандо Гальярдо, эксперт по туризму, так комментирует происходящее: «Туристический сектор в этом году потерян. Исчезнут многие компании, изменятся привычки. Выход из кризиса не будет настолько радостным, как многие думают. Да, будет радость путешествий, но не радость вступать в контакт с другими людьми — это займет время».

Гостиничный бизнес
Вслед за туризмом закономерно понес убытки гостиничный бизнес. По оценкам Rusland SP Hospitality отели в Москве и Санкт-Петербурге теряют каждый день 258 млн рублей. Федерация рестораторов и отельеров сообщает о падении загрузки гостиниц более чем на 50%.

Авиакомпании
Аналитики CAPA предрекают банкротство большинству мировых авиаперевозчиков, если правительства не окажут им поддержку. По словам самих компаний, чтобы восстановиться после пандемии, им потребуется около 200 млрд долларов


Совладелица S7 Airlines Татьяна Филева: «Мы сейчас в основном работаем с расходами и разыгрываем разные сценарии, куда мы можем поставить самолеты. В первую очередь это внутренние рейсы. Но нельзя сказать, что у нас есть выверенный план. Я думаю, его сейчас нет ни у одной авиакомпании». 

Нефть
В феврале эксперты ожидали рост спроса на нефть в 825 тыс. баррелей в день. Но уже в марте он снизился впервые с 2009 года. Цены же достигли рекордно низких значений за последние 17 лет.  

Рестораны и бары
В России обороты ресторанного бизнеса в марте упали на 30–90%, как сообщила Федерация рестораторов и отельеров премьеру Мишустину. По их подсчетам из-за пандемии может закрыться от 30% до 50% кафе и ресторанов.


«Коллеги говорят, что может закрыться даже половина, а это 125 000 точек по стране».

Игорь Бухаров, президент ФРИО

Кинобизнес 
По мнению аналитиков, мировой киноиндустрии грозит урон в 5 млрд долларов: на нее низкие доходы от кассовых сборов — и остановка съемок. Кинотеатры тоже переживают не лучшее время. Предпоследний уикенд марта стал для них худшим за десять лет, а затем многим и вовсе пришлось закрыться.

Банки
Сейчас банки теряют деньги из-за того, что люди и организации не могут выплачивать кредиты. По разным прогнозам сектору грозят сценарии от сокращения прибыли 20-25% до необходимости докапитализации некоторых крупных игроков.


«Фактически банковский сектор может оказаться неким прокси, который ощутит не себе давление из-за совокупного снижения финансовых показателей российских компаний». 

Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер»

Торговые центры
Люди самоизолируются, арендаторы и собственники теряют деньги — в итоге торговые центры закрываются. Недавно Российский совет торговых центров попросил Михаила Мишустина о поддержке.

Фитнес-центры
Ассоциация операторов фитнес-индустрии сообщает о потерях отрасли 7-8 млрд рублей каждый месяц. Еще до «недели каникул» посещение спортзалов снизилось на 50–70% — при том, что аренда осталась на том же уровне. 


«Удар придется по клубам-одиночкам, не входящим в сети. У сетей есть некоторая подушка безопасности, но их около 30% от общего рынка. Так что мы прогнозируем сокращение рынка на 40% минимум уже к концу 2020 года».

Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии

Кому повезло

Производители гигиенической продукции
Спрос на санитайзеры в США вырос на 1400%, а цена — с 4,5 до 50 долларов за бутылку. Несмотря на последнее обстоятельство продажи продолжают бить рекорды: за первую неделю марта они выросли на 470%.

Фармацевтические компании
Разработка вакцин, производство тестов на коронавирус, продажа противовирусных препаратов, иммуностимуляторов и средств индивидуальной защитой гарантируют фармбизнесу как высокие доходы, так и солидные инвестиции.


«Именно в эту отрасль будут направлены инвестиции на разработку лекарств и производство средств профилактики, которые пользуются особым спросом, — медицинские маски и антисептики».

Алексей Каминский, ведущий стратег «Атона»

Продукты первой необходимости
Продавцы еды и хозтоваров — единственные, кто не закрылся во время режима самоизоляции. Они и производители «базовых» продуктов точно не останутся без работы в этот непростой для всех период.

Доставка и логистика
Пользуется популярностью бесконтактная доставка — в основном продуктов и готовой еды (кажется, единственный выход для ресторанов). Во время карантина в Китае сервисы доставляли на 33% больше товаров, чем обычно.

Пресс-служба Delivery Club говорит, что количество заказов увеличилось на 22% по сравнению с предыдущими выходными, на 15% вырос средний чек. Показательно, что это происходит на фоне высокой базы — недавно отмечался Международный женский день.

Ecommerce
Люди на изоляции предсказуемо перешли на онлайн-шоппинг. Так, Amazon не успевает обрабатывать заказы, поэтому собирается нанять еще 100 тысяч человек. Действующим работникам повысили зарплату.

Стриминговые сервисы
Онлайн-платформы Netflix, Amazon Prime и Disney+ объявили об увеличении аудитории. Аналитики Netflix ожидают, что количество зрителей вырастет на 7 миллионов. Игровая индустрия сейчас также процветает.


Дмитрий Волков, сооснователь компании Dating.com Group: «Сейчас растут в основном стриминговые сервисы. Очень востребованы игры и развлекательный контент».

Время покажет

Здравоохранение

В этой отрасли ситуация в разных странах очень отличается — речь прежде всего о частной медицине и стартапах. Так, в России лечить пациентов с коронавирусом могут те клиники, которые работают по ОМС. Как быть остальным, пока неясно.

Артем Гапеев, генеральный директор «Ильинской больницы»: «Если будет соответствующее распоряжение властей, мы обязаны будем подчиниться, мобилизоваться. Для частных клиник с точки зрения экономики и бизнеса это, конечно, абсолютная катастрофа, но вице-мэр сообщила о том, что сейчас вводится новый тариф — 200 тысяч рублей по законченному случаю COVID-19». 

Промышленность
Многие товары, которые производит промышленность, сейчас не пользуются спросом. Но некоторые находят выход и переквалифицируются. Например, китайский автоконцерн BYD недавно стал выпускать защитные маски и антисептики.

Образование
Дело не столько в школах и вузах, которые перешли на дистанционное обучение, сколько в платных курсах. С начала марта онлайн-университеты отметили рост регистраций и то, что их сайты стали посещать люди старшего возраста. Продолжится ли этот рост и после отмены карантина — вопрос/

Сельское хозяйство
Пока сообщения между странами закрыты, импортные продукты могут исчезнуть с прилавков магазинов. А значит, у местных производителей появится шанс заработать. Правда, неизвестно, сколько эта ситуация будет продолжаться — и это не единственный фактор.


«В условиях усиления взаимной изоляции стран в рамках защиты своих экономик от распространения вируса, компании данного сегмента могут усилить свои позиции на российских рынках. В то же время шоковый спад экономики неминуемо приведет к снижению потребительской активности, в том числе и в рознице».

Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер»

Телевидение
Из-за популярности стриминговых сервисов, часть из них вынуждены транслировать фильмы и сериалы в стандартном разрешении вместо HD. Многие эксперты считают, что высокая нагрузка скажется и на скорости — тогда традиционное телевидение сможет привлечь больше зрителей. Но это не точно.


Бизнес впервые оказался в такой ситуации. Кажется, даже кризис 2008 года был проще — по крайней мере из-за того, что не протекал в атмосфере такой неопределенности. Сейчас же многое зависит от поддержки государства и от того, смогут ли компании найти альтернативные пути развития.

Подпишитесь на рассылку

Два письма в месяц: полезные статьи про маркетинг, исследования, инструкции, гайды, чек-листы и кейсы с лучшими практиками наших клиентов.