На сайте интернет-магазина есть базовый набор функций для поиска, без которых сегодня трудно представить любой поиск вообще. Автоподстановка, коррекция опечаток, стемминг — о них мы написали большую статью в прошлом году. А сейчас рассказываем о функциях необязательных, с которыми будет еще лучше.
Люди, которые пришли на сайт интернет-магазина и решили воспользоваться поиском, — самые надежные клиенты, и знают, чего хотят. Они приносят 25% от всего дохода и на 216% больше конверсий, чем остальные посетители.
Сами ритейлеры также говорят о том, что все чаще замечают связь между поиском по сайту и максимальными (и минимальными) значениями KPI. Недавний отчет Forrester подтверждает, что «лидеры цифрового бизнеса в здравоохранении, торговле, финансовых услугах и других отраслях должны развивать возможности поиска по сайту или поставить под угрозу прогнозируемую окупаемость их инвестиций».
И это лишь некоторые из причин, по которым 88% крупных и малых ритейлеров заявляют о важности стратегии поиска. Давайте посмотрим, какие еще функции можно добавить, чтобы сделать поиск лучше и удобнее.
Несколько типов контента в результатах поиска
На сайте Cratejoy можно подписаться на коробки практически с чем угодно: одежда, книги, подарки, спортивные товары, разные продукты — и поиск предлагает несколько путей для этого.
Например, если ввести тему «организация» в поиск, пользователю предложат выбрать подписку на готовые наборы, категорию, коллекцию и даже прочесть статью в блоге. Таким образом посетителям открывают путь к нескольким типам контента и, следовательно, для конверсии.
Фасетный поиск: специальные фильтры
L’Occitane En Provence — международный ритейлер косметики, который использует на своем сайте фасетный поиск. Допустим, пользователь вводит «детский» в поле поиска: слева будут отображаться фасеты.
Где-то уже видели такое? Все мы знакомы с фильтрами, которые сужают параметры поиска. Фасеты — это фильтры, связанные с товарами в поисковой выдаче. То есть отображаются только те фасеты, которые соответствуют продуктам в наличии. С ними пользователь не увидит результат «по вашему запросу товаров не найдено» и останется на сайте.
Глядя на наши «детские» фасеты, мы уже знаем количество товаров в каждой категории и цены на них. Если уточнить запрос, например, выбрать «средства для ванны» в типах продукта, можно увидеть, что доступных категорий стало меньше — показываются только аспекты, которые можно применить дальше.
Таким образом за несколько нажатий клавиш и кликов пользователь находит именно тот продукт, который ему нужен.
Голосовой поиск
Не стоит забывать о большой доле пользователей, которые заходят на сайт со смартфона. Набирать запрос на маленьком экране неудобно, особенно на ходу — и тут спасает голосовой поиск.
В России пока не так много компаний, которые его используют, все-таки за рубежом голосовые помощники распространены больше, и заказ на том же Amazon можно надиктовать через умную колонку. Тем не менее, бренды обращают внимание на тенденцию, так что через несколько лет голосовой поиск может стать обязательным пунктом на сайте интернет-магазина.
Визуальный поиск
Сейчас речь скорее о недалеком будущем, хотя некоторые компании активно развивают концепцию визуального поиска. Среди пионеров, конечно, Amazon со своей функцией StyleSnap.
Чтобы примерно представлять, как работает визуальный поиск, обратимся к Джеффу Уилку, генеральному директору Amazon Consumer Worldwide:
«Когда клиент загружает изображение, мы используем глубокое обучение, чтобы найти разные предметы одежды на фото и классифицировать их: например, платья или рубашки. Затем мы находим похожие товары, которые можно заказать на Amazon».
Персонализированный поиск
Обычно выдача сортируется по популярности или соответствию поисковому запросу, а не по релевантности для конкретного человека. Но, если показывать товары, основываясь на текущих запросах, поведением в прошлом, покупках и предпочтениях этого сегмента посетителей, можно персонализировать поиск.
Например, посетитель ищет туфли. В выдаче могут быть как мужские, так и женские модели. Но если раньше он уже интересовался мужской одеждой, например, спортивного стиля, то целесообразно показать соответствующие товары в первую очередь.
Транслитерация
В списках обязательных функций поиска на сайте обычно упоминают автозаполнение, синонимы, исправление ошибок и опечаток, но забывают про транслитерацию. Хотя для нашей родной кириллицы или греческого языка она актуальна.
Благодаря транслитерации пользователи из других регионов могут использовать родной язык и так же быстро находить нужные продукты.
Ваш поиск так может?
Многие ритейлеры упускают из виду важность поиска и фокусируют внимание на других функциях сайта. Но именно он зачастую становится решающим фактором для вашего клиента.
Персонализированный поиск
Функция голосового поиска, настраиваемая бизнес-логика, удобный интерфейс, подробная аналитика, простая интеграция.
Все возможности, о которых мы говорили в статье, на первый взгляд могут казаться слишком сложными и чрезмерными, но они делают пользовательский опыт более приятным и заставляют людей оформлять заказ в определенных интернет-магазинах. А еще улучшают юзабилити, повышают коэффициент конверсии и узнаваемость бренда — пожалуй, оно того стоит.