Быстрая доставка день-в-день — стандарт для ecommerce в крупных городах. Последние 2 года интерес к теме растет, но у нас все пока ограничивается экспансией региональных рынков несколькими крупными игроками. Рассуждаем, как пандемия влияет на гиперлокальную доставку и стоит ли продавцам задуматься о смене логистической модели.
Что такое гиперлокальная доставка?
Представьте, что вы только что вернулись из супермаркета, где закупились продуктами на неделю, и теперь собираетесь готовить обед. Но чего-то не хватает. Оказывается, вы забыли лук. Выходить из дома только за ним уже не хочется, поэтому вы открываете приложение Яндекс.Go или того же «Самоката» и оформляете заказ. Через 15 минут лук у вас.
Гиперлокальная доставка — это доставка напрямую от продавца к покупателю в пределах ограниченной географической зоны. Как правило, в радиусе 5–15 км.
Поскольку периметр доставки невелик, ее основное УТП — скорость. Курьеры стремятся привезти заказ как можно быстрее: обычно это занимает от 15-30 минут до 6-8 часов максимум. Сегодня помимо удобства такая модель может решить и ряд других проблем.
Почему это актуально сейчас?
Гиперлокальная доставка приобрела особое значение в условиях пандемии, когда так важно найти способы соблюдать социальное дистанцирование и одновременно не дать рухнуть экономике.
Поддержка местной экономики. Эксперты делают неутешительные выводы о ситуации в мире, но это глобальный взгляд на вещи. Сейчас важно осознать, что целое состоит из частей. Гиперлокальная модель доставки может помочь в создании небольших самодостаточных экономик.
Поддержка малого бизнеса. Глобализация, при всех ее плюсах, не самое справедливое рыночное состояние. Локализация дает возможность малому бизнесу предложить клиентам удобный сервис — и стать успешнее.
Устранение посредников. Посредники — одна из основных причин, мешающих малому бизнесу. Возьмем фермеров. Магазины далеко не всегда платят им справедливую цену и завышают маржу. В результате клиенты платят больше, чем нужно, а производители получают меньше, чем заслуживают. Гиперлокальная доставка может связать потребителей и производителей напрямую — и снизить искусственную инфляцию в экономике.
Кроме того, вспышка COVID-19 вызвала серьезную панику среди потребителей, заставив изменить поведение и перейти на онлайн-заказы самого необходимого. Интернет-магазинам в этих условиях остается лишь доставлять товары в более короткие сроки. Что снова подводит нас к модели гиперлокальной доставки.
Как работает гиперлокальная доставка?
В бизнес-модели задействованы три звена: поставщики (местные производители или розничные продавцы), агрегаторы и потребители. Вот как может происходить их взаимодействие.
- Модель на основе инвентаризации. Агрегатор получает продукты напрямую от брендов и создает их инвентарь. Он должен постоянно отслеживать спрос со стороны клиента и управлять запасами. Это дает более высокую скорость доставки и лучший контроль качества, но стоимость запуска такой модели высока — и ее сложно масштабировать.
- Модель агрегатора. По сути, это бизнес-модель Uber: агрегатор играет роль фасилитатора. Он становится связующим звеном между поставщиками и клиентами, обеспечивая связь между ними и доставку на последней миле. Это удобная для инвесторов масштабируемая модель, но контроль качества ненадежный, а стоимость доставки более высокая.
Возможны и разные гибридные варианты. Впрочем, работать модели будут примерно по одной схеме. Чтобы начать гиперлокальный бизнес, нужно:
Шаг 1. Выбрать товар
Прежде всего нужно определиться с продуктами, которые вы хотите доставлять. Обычно это готовая еда, продукты питания, товары первой необходимости, лекарства — а также услуги сантехника, прачечной, клининга. Эксперты советуют начинать с нескольких продуктов по модели агрегатора: это поможет установить связь с местными жителями и собрать информацию об их ожиданиях и потребностях.
Шаг 2. Настроить таргетинг
Кто ваша целевая аудитория? Это могут быть студенты, которые привыкли перекусывать ночью. Работники бизнес-центра, которые заказывают еду в офис. Домохозяйки, которые боятся выйти в магазин из-за пандемии. От них будет зависеть ваша маркетинговая стратегия — как и в каких каналах вы расскажете о себе.
Шаг 3. Найти партнеров
По мере того, как вы будете понимать, чего ждут клиенты, нужно подыскивать партнеров: курьерские или логистические сервисы и местных продавцов. Попробуйте сначала договориться на будущее — этап тестирования еще впереди, и вы вряд ли хотите терять сбережения сейчас.
Шаг 4. Определить модель дохода
Она зависит от двух источников: комиссионных от партнеров и платы за доставку от клиентов. Партнеры платят вам процент от суммы за каждый заказ, оформленный в их магазине. При желании можно взимать комиссию с клиентов.
Шаг 5. Создать мобильное приложение
Теперь нужно приступать к работе над платформой, чтобы всем было удобно. Речь о мобильном приложении под iOS и Android для каждой из трех сторон: продавцов, клиентов и курьеров. В идеале у него должны быть следующие функции:
✔️ Автоопределение местонахождения клиента.
✔️ Несколько способов онлайн-оплаты.
✔️ Планирование отгрузки.
✔️ Фильтрация товаров по местоположению.
✔️ Обзоры и рейтинги товаров и услуг.
Какова ситуация на рынке?
Как и все тренды, гиперлокальная доставка распространяется из столиц в регионы, а драйверами выступают ритейл-гиганты. В ноябре прошлого года Х5 запустил агрегатор экспресс-доставки «Около» из «Пятерочек» и «Перекрестков» за пределами Московской области. Сейчас он работает в Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Доставка стоит 99 рублей и занимает в среднем 45 минут.
В Москве же к агрегатору подключили доставку из ресторанов «Нияма», «Ваби-Саби», Menza и «Много лосося». Это произошло в апреле.
За это время модель гиперлокальной доставки прошла необходимую апробацию, была накоплена лояльная база пользователей, которая активно использует приложение «Около» для повседневного потребления. Цифровая экспертиза и продуманная бизнес-модель позволили сервису быстро подключить сразу несколько партнеров.
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5
Среди партнеров X5 есть профессиональные курьерские службы, которые специализируются на продуктовом сегменте. В будущем ритейлер с помощью своего агрегатора планирует конкурировать с Delivery Club и «Яндекс.Едой».
В то же время Delivery Club примерил на себя роль логистического сервиса для сети магазинов «Связной» — пока в двенадцати районах Москвы. После оформления заказа в интернет-магазине курьер доставляет его в ближайшее время (от 30 минут). Партнеры планируют выйти в регионы и заниматься доставкой во всех городах, где есть Delivery Club и «Связной».
Такого рода сервис в недалекой перспективе может перетянуть на себя большую долю заказов, доставка которых осуществляется не со складов интернет-магазинов или фулфилмент операторов, а непосредственно из магазинов ритейлеров. Это лишний раз подтверждает, что гиперлокальная доставка является одним из главных трендов логистики.
Алексей Прыгин, исполнительный директор TopDelivery
Гиперлокальные сервисы Яндекса с августа прошлого года объединил супер-апп Яндекс.Go. Первый, Яндекс.Еда, появился в начале 2018 года, объединив Uber Eats и Foodfox. За первые карантинные недели география доставки выросла с 33 до 133 городов — и постоянно продолжает расширяться. С сентября, например, сервис стал доступен в Твери, Калуге, Иванове, Брянске, Белгороде, Липецке, Ульяновске, Кирове, Пензе, Ессентуках, Альметьевске, Астрахани, Чебоксарах и Сургуте.
После пандемии все изменилось — мы резко перенеслись на десять лет вперед в плане развития рынка и нашего сервиса. Если до карантина мы работали в 33 городах, то всего за несколько недель прибавили еще 100. Сейчас на платформе работают около 30 тыс. ресторанов, это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. По итогам второго квартала количество заказов удвоилось в годовом исчислении.
Наталья Лоза, коммерческий директор сервиса Яндекс.Еда
У Яндекс.Еды два вида доставки: пешие курьеры (в том числе на велосипедах) и водители, сотрудничающие с Яндекс Go. В среднем время доставки составляет 28 минут в курьерских зонах и 32 — в дальних.
Второй сервис, Яндекс.Лавка позиционируется как экспресс-доставка продуктов: «быстрее, чем сходить в магазин». Он запустился в июне 2019 года, а июне 2021 стал доступен в Свердловской области — это седьмой регион присутствия после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Нижнего Новгорода и Казани.
Охват городов сервисом Лавка меньше по сравнению с направлением Еда, т. к. для работы доставки продуктов требуется внедрить более сложный механизм — организовать работу не только курьерских служб, но и собственных лавок. Для этого нужно арендовать подходящие площади, нанять персонал и организовать его работу, привлечь надёжных поставщиков и дистрибьюторов.
Олег Буров, консультант сайта Quauto.ru по работе в сервисе Яндекс Еда, курьер с 2-летним опытом работы
Как говорит Наталья Лоза, «Еда» и «Лавка» покрывают разные потребительские потребности: похода в ресторан или магазин соответственно. Часто целевые эти аудитории не пересекаются, поэтому сервисы дополняют друг друга.
Главный конкурент «Лавки», сервис быстрой доставки за 15–30 минут «Самокат», начал работать в 2018 году. Весной 2020 его контрольный пакет купили Сбер и Mail.ru Group. Этим летом сервис начал работать в Ростове-на-Дону: таким образом, география теперь охватывает пять городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань. Ассортимент практически не отличается от Яндекс.Лавки и включает более 2500 товаров.
В условиях пандемии экспресс-доставка стала новым стандартом безопасного и быстрого потребления. Мир уже никогда не будет прежним: дистанция между людьми будет увеличиваться, офлайн будет сокращаться, а сервисы доставки станут необходимым способом получения любых товаров в режиме реального времени.
Вячеслав Бочаров, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»
Отдельно стоит упомянуть Ozon Express, как первый сервис от маркетплейса. Он запустился в октябре 2019 года в столице, а этим летом пришел в Санкт-Петербург. Помимо свежих продуктов питания, бакалеи, товаров повседневного спроса, детских и зоотоваров, ритейл-гигант активно доставляет технику и электронику. Полный список можно посмотреть на сайте Ozon.
В декабре 2020 г. 42% от общего оборота продаж в Ozon Express пришлось на категории «Электроника» и «Смартфоны и планшеты» — пользователи активно приобретали разнообразные гаджеты и технику в подарок, используя при этом опцию быстрой доставки для их получения.
Комментарий представителя Ozon «Ведомостям»
Помимо eGrocery и доставки готовых блюд о гиперлокальной модели задумываются логистические компании и даже Почта России. Правда, последняя, как обычно, движется в собственном темпе. Директор макрорегиона «Северо-Запад» Дмитрий Серебренников в интервью отметил рост гиперлокальной доставки в разы с начала пандемии (указав интервал в 24 часа) и рассказал о планах на будущее.
В горизонте 2025–2030 годов «Почта России» должна превратиться в цифровую почтово-логистическую компанию. Компания движется в направлении создания платформы в виде ядра, вокруг которого будут наращиваться конечные сервисы: гиперлокальная доставка, представленность розничных товаров, увеличение объема международных отправлений.
Дмитрий Серебренников, директор макрорегиона «Северо-Запад» «Почты России»
Но, по крайней мере, у частных логистических компаний более трезвый взгляд на гиперлокальную доставку — и планы, охватывающие ближайшее будущее.
Мы верим в гиперлокальную доставку, видим потребность потребителя в такой услуге. Все логистические компании не умеют привозить курьером груз в нужное время. В итоге люди вынуждены сидеть дома и ждать курьера полдня. Гиперлокальная доставка — это попадание в получасовой интервал. Мы сейчас тестируем этот формат в Москве, это наш фокус.
Леонид Гольдорт, генеральный директор и основатель логистической компании СДЭК
Что дальше?
С подачи больших игроков гиперлокальная доставка становится новой реальностью ecommerce. Потребители, которые за время пандемии успели оценить удобство экспресс-сервисов, вряд ли откажутся от них, поэтому будут ждать подобной скорости от остальных ритейлеров.
Пока этот рынок делят между собой гиганты вроде «Яндекс.Лавки» и «Самоката», преимущества гиперлокальной модели, такие как поддержка малого бизнеса и устранение посредников, выглядят сомнительно (и снова привет, глобализация). Однако, как показывает западный опыт, небольшие компании тоже могут вступить в игру.
Гиперлокальную систему доставки можно реализовать с помощью такси, велосипедов и даже общественного транспорта. Конечно, нужно время, чтобы наладить партнерские отношения с продавцами и курьерскими службами, а также найти и подогреть целевую аудиторию — и запустить приложение. Но все это может дать бизнесу необходимое конкурентное преимущество.