Товары по подписке: как они увеличивают прибыль и LTV магазина

scheduled

Модель продаж по подписке давно пользуется популярностью среди некоторых магазинов. Например, знаменитый Dollar Shave Club продает таким образом бритвенные станки. Есть масса других примеров — Japanese Candy или Dutch Waffles, существуют даже службы доставки гитар по подписке.

Как работает модель продаж товаров по подписке

Классический интернет-магазин — это каталог, где клиент выбирает нужные товары, оплачивает их и ждет доставки. Так он делает каждый раз, когда хочет что-то купить.

Но есть некоторые товары, которые покупают регулярно. Например, носки, бритвенные станки, подгузники, гитарные струны, корм для животных и так далее. Одно и то же, в одинаковом объеме, с одинаковой периодичностью. В таком случае хорошо работает модель продаж по подписке.

Как всё устроено:

  1. Клиент покупает подписку на большой период: полгода, год — за право получать товары с доставкой «по расписанию».
  2. Оплачивает сразу весь период, все партии товара.
  3. Получает товар с доставкой на дом с определенной периодичностью: раз в месяц, раз в неделю, зависит от товара.
  4. Товар по подписке обычно стоит дешевле, чем просто товар в каталоге — продавец договаривается с поставщиком о сниженной цене, делая прибыль на объеме и гарантированной «оплате вперед» большой партии товаров.
  5. Покупатель получает хорошую цену и регулярные поставки товара, который нужен также с определенной периодичностью.

Есть ли определенные типы компаний, которым такая модель подходит больше других? Как компании могут пользоваться этим для увеличения прибыли? Чем покупатели по подписке отличаются от обычных покупателей с точки зрения долгосрочной рентабельности?

Конечно, в самой модели подписки нет ничего нового. Мы подписываемся на газеты и журналы, ТВ-каналы, покупаем абонементы в фитнес-клубы и так далее. Но продуктов, которые продаются по такой модели, становится больше. И такой формат выгоден как покупателю, так и продавцу.

Покупатели получают любимый товар, не выходя из дома. В условиях, когда занятость непрерывно растет, не удивительно, что такая модель продаж набирает обороты.

На рисунке ниже представлено отношение LTV (cуммарная прибыль с покупателя за его жизненный цикл) у клиентов по подписке и обычных клиентов (по транзакциям), выборка — ритейлеры, которые работают с обеими этими моделями продаж. Значение выше зеленой линии указывает на то, что клиенты по подписке этих компаний имеют больший показатель LTV, чем обычные клиенты.

Отношение LTV для клиентов по подписке и обычных клиентов

image01

Здесь и далее: данные Compass

Магазины, работающие со средней стоимостью корзины до 25 долларов, имеют LTV в 1,78 раз выше у «подписчиков». Аналогично более выигрышные позиции у магазинов со средним чеком 25-50 и 50-75 долларов. Магазины, у которых средний чек превышает 75 долларов, более высокий LTV имеют обычные покупатели, а не покупатели по подписке.

Какие отрасли лидируют в области продаж по подписке? Это «еда и напитки» и «здоровье».

У категорий «еда и напитки» и «здоровье и красота» наиболее высокие показатели LTV среди всех сегментов.

image02

Ожидаемо, так как в товарах повседневного спроса, как и в лекарствах и косметике, у покупателей возникает потребность с определенной периодичностью — модель подписки для этих сегментов подходит идеально.

Преимущества модели подписки

  1. Проще получить более высокий LTV

В традиционной модели продаж первая покупка — это только первый шаг, чтобы превратить клиента в постоянного, магазину нужно проделать много работы с лояльностью, допродажами, повторными продажами, ремаркетингом.

LTV сложно спрогнозировать и рассчитать: одни покупатели возвращаются, другие нет. Не так просто определить, на какой тип клиентов стоит тратить усилия, а на каких нет.

У модели подписки куда более четкое представление о стоимости каждого клиента. Нужно только рассчитать среднее время, которое покупатель остается подписчиком — и вы уже будете знать значение LTV (а значит, сможете прикинуть, сколько вы можете позволить себе потратить, чтобы их заполучить).

Что еще важно — несмотря на то, что клиент платит каждый месяц, решение о покупке он должен принять только один раз. То есть нагрузка, связанная с принятием решений, при продаже по подписке с клиента снимается автоматически.

  1. Более предсказуемый ежемесячный доход и рост

При более высоком показателе возвратов и ясном представлении о том, как долго клиент пробудет с вами в среднем, становится легче прогнозировать ежемесячные доходы. Вы можете точно знать, сколько в состоянии потратить на привлечение нового клиента, чтобы обеспечить рост продаж.

  1. Простой процесс доставки

Большинство магазинов, работающих по модели подписки, имеют только один продукт, иногда с несколькими «уровнями» подписки. Это ограничивает количество посылок, которые должны быть собраны и доставлены в месяц. Процесс доставки становится предсказуемым, транспортные расходы становится легко прогнозировать.

  1. Выбор сведен к минимуму

Обилие вариантов производит на покупателей парализующий эффект, модель подписки устраняет эту проблему.

  1. Покупателей легко идентифицировать

Обычно покупатели товаров по подписке — какой-то отдельный сегмент аудитории, таким образом, их поведение легче моделировать, а их желания — проще угадывать.

Типы подписки

Есть несколько основных моделей.

Расходные материалы. Если вы продаете что-то, что требует постоянного пополнения запасов, подписка станет отличным способом привязать покупателей к вашему магазину. Другой вариант повышения продаж расходников, также популярный на рынке, — автоматические триггерные рассылки.

Компания Death Wish Coffee, продающая самый крепкий зерновой кофе, преследовала две задачи: масштабирование бизнеса и поиск способов заставить клиентов возвращаться за покупками. Кофе покупают регулярно, именно поэтому модель подписки стала хорошим решением — вскоре компания достигла 20% роста выручки за счет повторных покупок.

С помощью приложения ReCharge производитель энергетических напитков 5-hour Energy сумел достичь отличного результата: сегодня 45% продаж — это заказы по подписке с Shopify. Спустя несколько месяцев после запуска подписки компания сообщила, что база их подписчиков росла примерно на 10% каждую неделю.

Сюрприз в коробке. Специфичная модель подписки: коробка с индивидуально подобранными товарами в определенной категории. По такой модели, например, работает Birchbox — они ежемесячно доставляют коробку с пробниками духов до дверей клиента. Сервис Cratejoy предлагает наборы «сюрприз-коробок» самых разных тематик: подарки мамам, книги или даже, например, коробки для любителей серии Teenage Mutant Ninja Turtles. Особенность такой подписки: клиент получает не просто товары с доставкой, но и приятные эмоции от интриги.

Закрытые клубы. Подписку также рассматривают как способ повышения лояльности. Клиенты с более высоким статусом получают эксклюзивный доступ к продуктам, контенту и услугам.

Контент — тоже товар. Например, российский онлайн-журнал SLON дает доступ к полным версиям статей только тем, кто оплатил подписку.

image00

Премиум-обслуживание. Есть часть клиентов, для которых цена не играет важной роли, при этом они не хотят ждать своей очереди обслуживания, доставки и так далее. Специально для них магазины продают подписка на премиум-обслуживание.

Льготный период по подписке. Существует другая модель работы по подписке: клиент покупает «период льготных цен», в течение которого может покупать товары на сайте по оптовой цене. И также оплачивает хранение и доставку. Продавец получает прибыль не за счет продажи маржинальных товаров, а за счет большого потока клиентов и прогнозируемого life time value.

Такая система у онлайн-гипермаркета еды и товаров для дома Naturamarket.ca: магазин предлагает товары по подписке по сниженной цене — на 25-50% ниже рыночной. Это возможно благодаря большим объемам продаж и четко прогнозируемым рискам. Чтобы стимулировать клиентов покупать больше, магазин гарантирует бесплатную доставку при заказе свыше 75 долларов (как мы помним, это верхний порог, когда LTV подписчиков еще выше LTV обычных покупателей).

Выводы

Продажи по подписке работают исключительно хорошо для тех магазинов, значение среднего чека которых менее 75 долларов (на западе, в России значения цен сопоставимы). Наиболее часто подпиской пользуются в сегментах «потребительские товары» и «красота и здоровье». Но даже если ваш бизнес не относится ни к одной из них, у вас есть все шансы наладить продажи по подписке — многочисленные удачные примеры это подтверждают.

По теме

  1. Сервис триггерных рассылок для интернет-магазинов.
  2. Персональные товарные рекомендации для интернет-магазина.
  3. Обучающие материалы по персонализации и маркетингу (White Papers).

Подпишитесь на рассылку

Мы отправляем ее не чаще раза в неделю. Внутри — главные обновления продукта, полезные руководства и крутые статьи о e-commerce.