Распространенность персонализации интернет-магазинов среди коммерческих CMS

Персонализация стала обязательной частью любого технически продвинутого сервиса. Это самый очевидный способ быстро доставить до пользователя релевантную информацию, даже когда тот еще намеренно не оставил о себе никаких данных (small data, писали о ней).

Персональные товарные рекомендации дают магазину рост количества заказов и среднего чека. Например, по данным Amazon, 35% продаж они делают именно за счет персональных рекомендаций на сайте.

Мы провели срез самых популярных коммерческих CMS для интернет-магазинов на предмет распространенности персонализации среди них.

Доля магазинов с персонализацией среди общего числа (собственная встроенная Big Data не учитывается):

chart_1

В среднем около 3% всех магазинов на данных CMS используют возможности персонализации в своем бизнесе. Такой небольшой процент можно объяснить как недостаточной осведомленностью российских интернет-предпринимателей, так и нежеланием инвестировать в подобные инновации — малые магазины часто придерживаются осторожной тактики, не пробуют новое, откладывают на потом, «когда перейдем на новую CMS».

Еще одна существенная причина, почему такой малый процент магазинов использует Big Data для персонализации — у малых магазинов просто нет таких объемов собственных данных. Можно пользоваться внешними платформами персонализации, однако и здесь у небольших магазинов возникают проблемы, часто технического характера.

Порядка 70% всего оборота онлайн-ритейла составляют малые магазины. В количественном отношении это еще больше: процентов так 99. Часто у них нет собственной команды технических специалистов, программисты нанимаются на фрилансе по мере надобности. Таким образом, у большей части малых магазинов нет возможности внедрить механизмы персонализации, если такое только решение не существует в виде отдельного модуля для CMS.

Наиболее популярные CMS для создания интернет-магазинов в России — 1С-Битрикс и CS-Cart. У 1С-Битрикс неплохие показатели доли магазинов с персонализацией, более 4%. Это можно объяснить встроенными в CMS инструментами персонализации и Big Data, наличием обширного маркетплейса, в котором также можно найти готовые решения для персонализации. А еще — на Битриксе меньше процент любительских магазинчиков со штатом в одного человека, платность платформы создает барьер входа, следовательно, магазинами на Битриксе чаще управляют более профессиональные команды.

Наиболее «персонализированные» CMS — это Advantshop, Shop-Script и InSales — персонализацией пользуются 8,1%, 7% и 6,6% магазинов соответственно. Рекордные показатели Advantshop объясняются политикой самой CMS: относительно недавно в коробочную версию своего продукта были добавлены рекомендательные алгоритмы REES46.

Если, например, взглянуть на эту же выборку и посмотреть, какая доля магазинов использует решение от REES46, то Advantshop также останется лидером:

Доля магазинов с персонализацией REES46:

chart_2

Выводы, которые можно сделать:

  • Персонализация как технология все еще недостаточно проникла в малый e-commerce — причины заключаются в незрелости рынка, трудоемкости интеграции рекомендательной системы в CMS для малых команд без технического отдела.
  • CMS с маркетплейсами готовых модулей имеют больший процент персонализированных магазинов — так как установка и настройка таких модулей практически не требует от владельца магазина каких-либо специальных знаний.
  • Наибольший процент магазинов, использующих персонализацию, наблюдается у CMS, которые интегрируют решения для персонализации электронной торговли в CMS по умолчанию.

Получается ситуация: рынок пассивен и незрел, сами магазины в подавляющем большинстве либо не слышали про персонализацию, либо слышали, но внедрять не собираются. В этой связи, как нам кажется, CMS должны взять на себя «образовательную» миссию — внедрять рекомендательные механизмы на основе Big Data в свои продукты, дабы магазины смогли оценить возможности технологии без дополнительных затрат.

По теме

  1. Персональные товарные рекомендации для интернет-магазина.
  2. Обучающие материалы по персонализации и маркетингу (White Papers).

Подпишитесь на рассылку

Два письма в месяц: полезные статьи про маркетинг, исследования, инструкции, гайды, чек-листы и кейсы с лучшими практиками наших клиентов.