Как сделать поиск по сайту в HTML

Поиск на сайте — это важный компонент для каждого веб-ресурса. Благодаря ему пользователям удобнее и проще находить нужные материалы или товары. В ecommerce поисковые алгоритмы, которые учитывают персонализацию, помогают увеличить средний чек и больше продавать.

17 сентября в 19:00 (по МСК)
Хотите узнать, как научить поиск на сайте продавать?
CEO REES46 Михаил Кечинов расскажет о том, как сократить путь клиента до покупки и увеличить выручку с помощью умного поиска.
webinar

В статье расскажем, как сделать поиск по сайту в HTML и каким он должен быть, чтобы качественно выполнять свои функции.

Что такое хороший поиск

Для создания хорошего поиска важны три компонента:

  • удобство,
  • внешний вид,
  • качество обработки запросов.

Если поиск неудобный или вообще не понимает, чего хочет пользователь — тот, скорее всего, просто закроет сайт и уйдет к конкуренту. Например, иногда поисковые алгоритмы не умеют работать с опечатками или не находят слово, если склонения в запросе и в материале отличаются.

В каждой сфере к удобству поиска предъявляются свои требования. Например, для новостного сайта важно наличие фильтра по времени публикации.

Пример поиска на крупном новостном портале

В интернет-магазине от поискового движка ждут релевантной выдачи с учетом предыдущих запросов клиента и других его действий. Например, на сайтах с поиском REES46 пользователю достаточно поставить курсор в строку — и он видит персонализированные рекомендации и просмотренное ранее. А когда начинает вводить запрос, в основном поле сразу выводятся подходящие под запрос товары с учетом персонализации, наличия в выбранном городе и других алгоритмов, а в сайдбаре появляются подсказки, категории, тематические коллекции и другие секции в зависимости от настроек.

Как работает быстрый поиск REES46

По запросу выводится страница с самыми релевантными результатами, отсортированными по популярности, цене и прочим параметрам. Если же пользователь зашел в конкретную категорию товаров, то он получит такую подборку только по этой категории. Персонализация работает и здесь: например, если в Customer Data Platform есть информация о том, что покупатель носит размер M, одежда этого размера будет выше в выдаче.

Ну и конечно, важные требования к поиску в ecommerce:

  • автоисправление опечаток и неправильной раскладки,
  • настройка синонимов и редиректов,
  • продвижение отдельных товаров,
  • подробная аналитика по запросам.

Как сделать простой HTML-поиск

За поиск отвечают два компонента: <input> и <submit>. Первый — это текстовое поле, в которое пользователь вводит запрос. Второй — кнопка. Она запускает скрипт, который выводит результаты запроса. Или же запрос отправляется на сервер, где и происходит дальнейшая обработка.

Пример HTML-кода для создания простейшей поисковой формы:

<form action="/search" method="get">
    <input type="text" name="query" placeholder="Поиск...">
    <button type="submit">Искать</button>
</form>

1. Используйте тег <form> для создания контейнера для поисковой строки и кнопки.

2. Атрибут action определяет URL, на который будет отправлен запрос.

3. Атрибут method=»get» отправляет параметры запроса через URL.

Так выглядит простейшая форма поиска на сайте

Как работает поиск

Результаты поискового запроса отображаются на странице после того, как закончится обработка на стороне клиента (JavaScript). Альтернатива — отправка запроса на сервер и последующая обработка там (PHP, NodeJS).

Простой сценарий обработки на стороне клиента:

const data = ["article1", "article2", "article3"];
const results = data.filter(item => item.includes(query));

Обработка на стороне сервера может включать работу с базами данных и возвращение конечного результата в формате JSON или HTML.

Пример на PHP:

$query = $_GET['query'];
$results = searchDatabase($query);
foreach ($results as $result) {
    echo "<p>$result</p>";
}

Как задать поисковой форме CSS-стили

Для того, чтобы улучшить пользовательский опыт при взаимодействии с сайтом, поисковые элементы стилизуются при помощи CSS.

Например, мы хотим разместить поиск по центру экрана, увеличить размер элементов и покрасить кнопку в розовый цвет. Добавляем CSS:

form {
    display: flex;
    justify-content: center;
    margin: 20px;
}
input[type="text"] {
    width: 200px;
    padding: 5px;
    margin-right: 10px;
}
button {
    padding: 5px 10px;
  background-color: pink;
}

Результат выглядит так:

Делаем визуал интереснее

Расширенный поиск с использованием категорий и тэгов может быть реализован как на стороне клиента, так и на серверной стороне.

Например, магазин специализируется на трех разных направлениях, и мы хотим добавить фильтрацию по категориям.

<div> <input type="text" id="searchInput" placeholder="Введите запрос..."> <select id="categorySelect"> 
<option value="all">Все категории</option> 
<option value="electronics">Электроника</option>
 <option value="clothing">Одежда</option> 
<option value="books">Книги</option> 
</select> 
<button onclick="performSearch()">Искать</button> 
</div>

Появляется выпадающее меню с категориями товаров.

Пример расширенного поиска

Для работы с тегами и категориями на стороне сервера можно использовать специальные запросы, которые будут обращаться к соответствующим колонкам базы данных.

Инструменты разработчика в браузере позволяют оценить внешний вид получившейся поисковой формы для устройств разных форматов. Если позднее проявятся огрехи на реальных устройствах, их будет достаточно просто исправить. С базовым поиском не должно быть проблем.

Заключение

Создать простой поиск несложно. Трудности начинаются, когда требуется добавить расширенные возможности. Работа с базами данных, алгоритмы сортировки результатов и многое другое — нетривиальные задачи. Они могут потребовать значительных ресурсов как по деньгам, так и по времени.

Умный поиск REES46 позволяет интегрировать эффективные поисковые алгоритмы на сайт, независимо от движка. Клиенты получают рост продаж и среднего чека. Например, kari увеличили выручку на 7%.

Подпишитесь на рассылку

Два письма в месяц: полезные статьи про маркетинг, исследования, инструкции, гайды, чек-листы и кейсы с лучшими практиками наших клиентов.