Мы выбрали основные моменты из доклада The State of Fashion 2018 аналитической компании McKinsey & Company. Полный отчет на английском языке здесь.
Непредсказуемость становится нормой
Экономическая неопределенность и общая непредсказуемость рынка стали нормой для мировой индустрии моды. Магазины закрываются, торговые центры стоят пустыми, онлайн-шопинг становится популярнее — все это побуждает компании быть гибкими и адаптироваться к изменениям рынка, сосредоточившись на своих ресурсах и клиентском сервисе.
Рост онлайн-продаж одежды и обуви по всему миру 2017-2020
Ожидается также, что бренды будут использовать больше технологий, в том числе искусственный интеллект. Это поможет им оставаться мобильными в условиях политической напряженности и экономических потрясений — таких как брекзит и других проблем международной торговли, которые могут обостриться в этом году.
Перезагрузка глобализации
В 2017 году в США подняла голову национальная идея, страна вышла из Транстихоокеанского партнерства, сосредоточившись на внутреннем рынке. И хотя это изменило динамику торговли, глобализации в целом ничего не угрожает.
«Мы вступаем в новую фазу глобализации, обусловленную цифровой коммуникацией и потоком данных. С 2005 года трансграничная пропускная способность выросла примерно в 80 раз, и в течение десятилетия потоки данных повысили мировой ВВП более чем на 10%. Потоки данных сейчас больше влияют на ВВП, чем глобальная торговля товарами».
Из доклада McKinsey & Company и Business of Fashion
Более того, в докладе говорится, что к 2020 году потребители потратят 1 триллион долларов на трансграничный ecommerce. На сегодняшний день уже более 900 миллионов человек имеют международные связи в соцсетях, что дает модным магнатам потенциальную возможность расширить базу покупателей и повысить доходы на глобальных digital-платформах.
Азия усиливает свое влияние на рынке моды
В этом году западные компании могут столкнуться с большей конкуренцией со стороны Азии: среди гигантов eCommerce на ее долю приходится уже 60%, более половины глобальных розничных онлайн-продаж и множество технологических инноваций.
По данным McKinsey Fashion Scope, к 2018 году на долю Азии будет приходится 40% международных продаж одежды и обуви, а рынок fashion достигнет 1,4 триллиона долларов за два года.
Пока Европа продолжает удовлетворять потребности аудитории, подкованной в digital, азиатские компании могут повернуть вспять исторически сложившуюся экспансию западных компаний на Восток — и выйти на другие глобальные рынки, включая Америку, Африку и Европу.
Персонализация
Мировые фешн-компании сфокусированы на потребителях — для увеличения лояльности и продаж они используют персонализацию. Согласно отчету, 41% покупателей необходима персонализация. Ожидается, что ключевые направления действий брендов в ближайшем будущем: использование данных для персонализации пользовательского опыта в онлайн-магазинах.
Персональные товарные рекомендации
Увеличивайте чек покупки, делайте перекрестные продажи. 8 готовых сценариев продаж и неограниченные возможности кастомизации. Запуск A/B-тестов одной кнопкой.
Онлайн-платформы
Для покупателей, которые начинают пользоваться онлайн-платформами, решающими факторами являются удобство, большой ассортимент и актуальность предложений. McKinsey & Company считают, что в 2018 году гиганты вроде Amazon и Tmall получат в 2–3 раза больше доходов, чем в предыдущие три года.
Ожидается также, что онлайн-гипермаркеты расширят партнерские отношения с фешн-брендами и разработают дополнительные методы взаимодействия, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке одежды и обуви. Брендам, в свою очередь, эти отношения нужны для повышения онлайн-присутствия и привлечения покупателей за пределы физических магазинов.
Рост мобильного трафика
Потребители привыкли совершать покупки с разных устройств, чаще всего — со смартфонов. В этом году мобильных покупок станет еще больше. Согласно данным McKinsey & Company, в 2018 стоимость транзакций по мобильным платежам вырастет в 8–20 раз по сравнению с 2015 годом.
Большое количество мобильных платежных решений приводит к тому, что потребители требуют от фешн-брендов удобных транзакций для смартфонов. Также ожидается, что компании будут создавать больше вариантов мобильных платежей.
Искусственный интеллект
В этом году ИИ выйдет за рамки машинных операций и позволит более творчески взаимодействовать с потребителями. По данным McKinsey & Company, 75% брендов увеличить инвестиции в ИИ в 2018–2019 годах, поскольку технология помогает решать проблемы бизнеса на фоне неопределенности в розничной торговле.
Круговая экономика
Все больше и больше брендов выходят за рамки корпоративной социальной ответственности (CSR) и следят за каждым звеном в цепочке поставок. Бренды исследуют концепции переработки от снабжения до распределения продуктов — в том числе волокна из переработанных пластиковых бутылок и программы возврата одежды. Это позволяет сделать весь процесс производства более экологически чистым.
В прошлом году 42% брендов поделились информацией о своих поставщиках, чтобы быть максимально честными со своими потребителями. Ожидается, что тенденция сохранится и в этом году.
Дискаунтеры
Потребители любят акции и дискаунтеры, такие как TJ Maxx и Saks Off Fifth, и в текущем году они по-прежнему будут популярны. С другой стороны, ритейлеры не могут быстро продавать излишки продукта, что приводит модную индустрию к акциям, скидкам и дискаунтерам — это стимулирует продажи и привлекает новых клиентов.
Согласно отчету, дискаунтер-сегмент вырос в США на 18%, в ЕС — на 32%, в Китае — на 74%. Несмотря на очевидные преимущества, у off-price-торговли есть недостатки: например, насыщенность и продажа разукомплектованных изделий.
«Стартап-менталитет»
В условиях неопределенности ритейла мировая индустрия придумывает новые способы оставаться гибкими, стимулирует рост инноваций и пользуется при этом «стартап-менталитетом». Ожидается, что в 2018 году гибкость, сотрудничество и универсальность станут новой культурной нормой среди фешн-компаний.
Чтобы оставаться инновационными и конкурентоспособными, бренды будут экспериментировать с новыми способами работы, новыми партнерами и инвестиционными моделями.