Любой онлайн-магазин — переплетение пары десятков разных программных продуктов. Управление сайтом, онлайн-касса, бухгалтерия, складской учет, клиентская поддержка — все это завязано на свой модуль. Маркетинг в этом плане в авангарде: магазины подключают отдельные приложения для email-рассылок, работы с сегментами, товарных рекомендаций, sms- и push-уведомлений, товарного поиска, работы с комментариями и отзывами, попап-формами.
Думаем, нет смысла рассказывать, какой это квест — пытаться работать с десятком разных сервисов одновременно. Ну ладно, расскажем, конечно, ради этого мы и собрались. Неизбежные будни интернет-маркетолога в ecommerce:
- Хочешь посмотреть статистику по трем разным инструментам — заходишь в три разных личных кабинета или скачиваешь три отчета.
- Хочешь вывести общие закономерности и увидеть связи по работе всех инструментов за время кампании — скачиваешь двадцать отчетов и ручками в Excel, как доктор Франкенштейн, пытаешься собрать из них один.
- Хочешь, чтобы такой отчет собирался каждый месяц сам — шестьдесят дней пинаешь программистов и еще через столько же получаешь, что хотел.
- Хочешь, чтобы они починили баги — пинаешь их еще шестьдесят дней.
- У маркетолога на быстром доступе или постоянно открыты 20 вкладок. Не то чтобы это сильно напрягает, хотя — да, это сильно напрягает.
- Сломалась персонализация — пиши в один чат, поехала верстка в email-рассылках — в другой. Общению с саппортом можно свободно посвятить пару часов, рабочий день или всю жизнь.
- Нужно сделать кастомный шаблон для рассылки, поменять дизайн или логику работы блока с рекомендациями — снова идешь в саппорт, или к программистам.
- Нужно запустить A/B-тест — опять та же история.
В общем-то маркетолог тратит время на то, чего он делать не должен, а именно: пытается заставить все это работать как единый механизм.
Идея «одного окна» состоит как раз в обратном — маркетолог занимается только своими прямыми обязанностями, управляя множеством инструментов и просматривая аналитику в едином личном кабинете.
Мы вывели несколько принципов, по которым строится такая работа.
Максимальное покрытие потребностей
Сейчас в комплекс решений REES46 входят:
- товарные рекомендации;
- персонализированный товарный поиск;
- триггерные email-рассылки;
- «ручные» email-рассылки;
- триггерные веб-push (браузерные и мобильные);
- «ручные» веб-push (браузерные и мобильные);
- пользовательская сегментация;
- попапы (форма подписки, спецпредложение и т.д.);
- товарная аналитика;
- сбор отзывов о заказах и товарах;
Располагая таким инструментарием, специалист как минимум избавляет себя от необходимости подключать для каждой задачи отдельный сервис. Соответственно, это сокращает затраты на интеграции и обеспечивает более предсказуемый процесс технической поддержки — возникающие потребности можно так же решить в режиме «одного окна».
Взаимные интеграции
Продукты тесно связаны друг с другом — дополнительная интеграция не нужна. Например, триггерные рассылки автоматически дополняются подходящим по контексту блоком с товарными рекомендациями — каждый получатель увидит внутри свою персональную подборку товаров.
Такой подход дает больше выручки от каждого инструмента — так как он использует возможности остальных.
Гибкая настройка без программистов
Когда для очередной рассылки приходится в обязательном порядке привлекать дизайнера и верстальщика — это медленный, затратный и негибкий путь. Два главных принципа REES46:
Триггерные push-уведомления
Мгновенные сообщения, автоматическая отправка в браузеры и смартфоны. 6 готовых сценариев, чтобы возвращать покупателей и делать допродажи.
Первый — контент и внешний вид должен настраиваться интуитивно и просто. В REES46 есть визуальные редакторы для настройки блоков товарных рекомендаций, создания собственных шаблонов email и push-уведомлений.
Второй — программная логика должна настраиваться интуитивно и просто. Это касается, например, логики работы блоков товарных рекомендаций.
Вместо прораммистов — понятный блочный редактор: условия и действия.
А для готовых алгоритмов рекомендаций можно задать какие угодно ограничения: выводить только товары одного бренда, не показывать товары дороже 10 000 рублей — вы сами задаете программную логику.
Для попапов можно настроить условия появления — например, показывать попап с формой подписки, если посетитель просмотрел минимум 3 страницы на сайте или собрался закрыть сайт.
Быстрые гипотезы и непрерывное тестирование
Быстрая проверка множества гипотез — единственно правильная стратегия в условиях неопределенности. Поэтому сплит-тестирование становится единственным измерителем эффективности того или иного решения.
Чтобы маркетолог мог проверять гипотезы в нужном ему количестве, необходим соответствующий инструмент — запускающий такие тесты одним кликом.
Статистика всего и ее визуализация
Данные должны собираться по каждому инструменту в отдельности, и по всем вместе. Это сэкономит маркетологу массу времени — ему не придется выгружать отчеты из разных инструментов и потом вручную объединять их в сводный отчет.
Более детальный отчет по инструменту — показатели каждой кампании:
Третий уровень статистики по рассылке — процент кликов по каждому элементу внутри письма:
Кроме табличных данных в отчетах должна быть визуализация — это упростит считывание информации.
Наконец, маркетолог должен иметь возможность моментально получить данные по эффективности всех используемых инструментов. Для этого он может воспользоваться отчетом «Статистика заказов».
Когда под рукой в любой момент времени есть актуальный отчет, специалист может получить данные за период или все время, сравнить показатели и принять правильно операционное решение.