Справка: транзакционные сообщения
Сообщения, которые приходят автоматически, в зависимости от действий посетителя. Обычно они связаны с изменением статуса заказа, например:
- Заказ оплачен.
- Заказ передан на склад.
- Заказ передан в службу доставки.
- Заказ получен покупателем.
- Заказ возвращен.
Транзакционные сообщение могут быть и не связаны с заказом. Например, автоматическое сообщение, которое приходит, когда пользователь хочет сбросить пароль — тоже транзакционное.
Каналы доставки
Транзакционные сообщения могут доставляться по разным каналам: email, push (бывают мобильные и веб-пуши), мессенджеры, SMS.
Что такое каскадные рассылки
Это новый сервис, доступный всем клиентам REES46. С его помощью можно делать последовательную рассылку по нескольким каналам. Она работает так:
- Срабатывает событие-условие: например, заказ пользователя поступил в службу доставки. Ему нужно об этом немедленно сообщить.
- Сначала сервис проверяет, есть ли в цифровом профиле пользователя email. Если да — отправляет ему письмо с нужным сообщением.
- Если email не указан, сервис берет следующий по списку канал: мобильные и веб-пуши. Пользователь подписан — он получает пуш-уведомление.
- Если нет email и подписка на пуши неактивна, но есть номер телефона — сервис отправляет SMS.
Главный принцип работы каскадных рассылок — последовательная отправка сообщений от самого дешевого канала к самому дорогому:
Таким образом, рассылка всегда начинается с email, а если тот не указан, подбирает следующий канал, по порядку. Все данные берутся из CRM, цифрового профиля клиента.
В чем выгода
SMS — дорогой канал. В то же время на одного покупателя приходится несколько транзакционных сообщений в месяц, количество напрямую зависит от количества заказов, которые тот делает.
Стоимость одного SMS — 2 рубля (на самом деле обычно больше, до 2,5 рублей, но будем считать так для удобства).
Количество сообщений на одного покупателя, сделавшего один заказ, — обычно 3-5.
Магазин тратит минимум 6 рублей на заказ, чтобы известить покупателя обо всех важных событиях с его заказом.
При 500 000 заказах в месяц затраты магазина на транзакционные сообщения составляют 3 млн рублей.
Используя каскадные рассылки, магазин в первую очередь использует более дешевые каналы и только потом задействует SMS-рассылку. В среднем это дает экономию в 70% бюджета — в нашем примере магазин потратит на рассылку 900 тыс. рублей, выгода составит 2,1 млн.
Как начать пользоваться каскадными рассылками
Для этого нужно зарегистрироваться в личном кабинете REES46 и выполнить несколько шагов:
Шаг 1. Решить, какие статусы у заказа будут — на каждый из них нужно отправлять транзакционное сообщение.
Шаг 2. Создать шаблоны под каждый канал. Шаблон — это, фактически, само сообщение. Для начала выберите канал, все они есть в боковом меню.
Мы планируем добавить мессенджеры в будущем.
Шаг 3. Перейти в канал и создать новый шаблон сообщения. Например, вы выбрали веб-пуши. Наверху находится кнопка Создать, нажмите ее.
На этом экране вы сможете видеть список уже созданных сообщений и отслеживать результативность каждого. Над списком шаблонов находится фильтр по временному интервалу — можно посмотреть статистику за любой период: день, неделю, полтора месяца или всё время.
Шаг 4. Задайте «говорящее» название для шаблона (оно должно соответствовать сути сообщения). Перейдите к редактированию — кнопка находится в верхней части экрана.
Шаг 5. Напишите сообщение. Для разных каналов (email, push, SMS) нужно заполнить разные поля: например, у SMS нет темы сообщения, зато она есть у пушей и email. На этом экране пример создания сообщения для пуш-канала, нужно заполнить такие поля:
- Название — видите только вы.
- Тема — то, что отображается наверху пуш-уведомления, заголовок.
- Сообщение — основной текст сообщения.
- Код — идентификатор сообщения, просто впишите любой уникальный.
- Картинка — можно прикрепить по желанию: баннер или просто любая картинка для привлечения внимания.
- Ссылка — то, куда ведет клик по пуш-уведомлению. Например, это может быть страница для отслеживания статуса заказа в личном кабинете пользователя.
- Кнопки — добавляются по желанию, работают как ссылки.
На соседней вкладке находятся параметры UTM-метки сообщения. Source и medium заданы по умолчанию, вы можете вписать свое значения для Campaign — это делается, чтобы пометить источник трафика в системе аналитики. Например, вы можете назвать UTM Campaign так: order-confirmed.
В REES46 есть возможность смотреть превью сообщений (email и push), причем вторых — для разных устройств и браузеров. Также вы можете отправить тестовое сообщение и оценить, как его увидят ваши клиенты.
Что еще нужно знать
У SMS-сообщений есть поддержка Liquid Markup — это язык разметки, с помощью которого можно, например, обращаться к клиенту в SMS по имени, указанному в базе, используя переменную {{ user.name }}. На странице создания SMS-сообщения мы оставили ссылку на документацию по Liquid Markup.
Что делать, когда сообщения готовы
Когда вы создали и заполнили все шаблоны, нужно создать рассылку. Процесс идентичен таковому в каждом отдельном канале. После того, как вы нажмете Создать, увидите такой экран:
Задайте имя для каскадной рассылки (например, «Заказ оплачен»), впишите любой уникальный код (Order_confirmed_multimessage_2021) и выберите в выпадающем списке нужный шаблон для каждого канала.
Всё, сохраняйте. В заполненном виде эта форма может выглядеть так:
Статистика по каскадной рассылке будет отображаться на ее странице:
Каскадная рассылка создана, что дальше?
Чтобы она заработали, напишите в поддержку REES46, чтобы специалисты настроили отправку сообщений.