10 типичных ошибок в работе поиска интернет-магазина

Когда посетитель пользуется поиском в вашем магазине — он с большой вероятностью собирается купить какой-то конкретный товар. То есть это самый горячий трафик, какой только может у вас быть. Без пяти кликов покупатель. Возникает справедливый вопрос: почему ваш поиск работает так плохо?

Мы собрали десять самых распространенных ошибок, из-за которых поиск в онлайн-магазине не конвертирует. Это могут быть как ошибки в дизайне и юзабилити, так и недоработки в коде. Примеры «хорошо/плохо» прилагаются.

Маленький размер

Казалось бы, маленькое окошко, которое не занимает половину экрана, смотрится эстетично с точки зрения дизайна.

Но этот тезис разбивается вдребезги об один факт: на свете есть не только короткие поисковые запросы, но и длинные. О нем магазины, к сожалению, забывают. Особенно это касается техники и электроники.

Плохо

Например, часть посетителей хочет просто купить игровую консоль и не особо разбираются в характеристиках. Либо сознательно не хотят сужать круг поиска, им интересно посмотреть варианты. В таком случае короткое поле поиска работает нормально.

Но бывают и более искушенные покупатели — им нужен именно определенный набор характеристик, и они впишут их в поле поиска подряд.

Потом человеку захочется проверить, какую модель он собирается запросить — slim или pro, или, может, он вообще забыл это указать. Придется двигать курсор, что вообще не удобно.

Казалось бы, ничего страшного, но сам факт того, что человек не может видеть свой запрос целиком, доставляем ему ненужных переживаний.

Хорошо

Сервис E-Katalog не пожалел на сайте места для поисковой строки — она достаточно длинная и вместит любую комбинацию слов.

E-Katalog.ru

Теряется на сайте

Чем заметнее — тем выше вероятность успеха этого инструмента.

Поэтому сделайте так, чтобы поиск был хорошо виден и не стесняйтесь выделять строку графически — тогда ей будут пользоваться чаще.

Плохо

В интернет-магазине техники и электроники «Эльдорадо» поиск теряется и сливается с остальным меню.

«Эльдорадо»

Хорошо

А на сайте DNS, который продает схожие товары, поисковую строку трудно не заметить.

DNS

Неправильное расположение

Все стандартные элементы, в том числе и поиск, должны находиться на привычных местах. Здесь действует бессмертный принцип юзабилити «не заставляйте меня думать».

Поле поиска следует располагать там, где его привыкли видеть на подобных ресурсах — обычно это вверху справа или по центру, не стоит прятать его за ссылку или делать «нестандартным».

Плохо

Магазин Rudy’s разместил поиск в непривычном месте — слева.

Rudy’s

Хорошо

Магазин Wildberries расположил поисковую строку на самом видном месте, по центру, и выделил ее цветом. Все четко и понятно.

Wildberries

Нет автокоррекции

Автокоррекция — то, без чего не может работать современный поиск. Во многих случаях от продажи вас отделяет только неумение поиска «понимать» запросы с ошибками.

Проверьте, что ваш поиск имеет функцию коррекции, которая будет автоматически исправлять запрос и поможет избежать нулевой выдачи.

Плохо

В интернет-магазине OZON по запросу с ошибкой «бАлгарка» выпадают подсказки, но правильного варианта среди них нет. Система не поняла, о чем речь, запрос не поняла и не исправила.

OZON.ru

Коррекция не сработала и когда набрали неверное название полностью, даже не предложила никаких приблизительных вариантов.

Хорошо

Тот же самый эксперимент с «Леруа Мерлен».

Здесь автокоррекция показала себя безупречно — и исправила запрос, и продемонстрировала варианты, учитывая в том числе другое название инструмента — «шлифовальная машинка».

«Леруа Мерлен»

То же самое с результатами поиска — при опечатке он выдал много релевантных товаров.

«Леруа Мерлен»

Нет автозаполнения

Выпадающие подсказки при вводе — очень крутая фича для поиска. Те, у кого она есть, экономят время пользователей (особенно на мобильных устройствах, трафик с которых год от года только растет) — они могут сразу перейти к интересующему варианту, если он присутствует в предлагаемых вариантах. Даже если начали вводить запрос неправильно.

Плохо

К сожалению, у большинства магазинов проблемы и с тем, и с другим.

При запросе с опечаткой «Читай-Город» ничего не показал в блоке подсказок, ошибку тоже не исправили.

«Читай-Город»

Поиск выдал нулевой результат.

«Читай-Город»

«Лабиринт» пытается найти нужный вариант, но безуспешно.

«Лабиринт»

Хорошо

«Москва» распознала, какой писатель имеется в виду, и предложила релевантные варианты.

«Москва»

Корректный результат отразился и в выдаче.

«Москва»

Не выводится информация о товарах в автоподстановке

Поиск можно сделать еще более продвинутым и информативным, если показывать на странице результатов или при автозаполнении не только название и миниатюру товара, но и другую информацию — краткое описание, характеристики, цены, отзывы, рейтинг, кнопку заказа для тех, кто торопится.

Если есть скидки, тоже стоит указать. Современные поисковые решения даже автоподстановку умеют делать персонализированной.

Плохо

У Svetilnik-online есть автоподстановка, но они могли бы сделать ее лучше, добавив миниатюры самых популярных товаров по запросу.

Svetilnik-online.ru

Хорошо

Сервис поиска подарков Ideipodarkov.net демонстрирует варианты на запрос вместе с ценой и картинкой.

Ideipodarkov.net

Отсутствуют опции в сортировке

Просматривать список на несколько десятков или сотен позиций — так себе перспектива. Никому не захочется тратить время и перебирать миллион страниц. Люди по природе ленивы — надо это учитывать.

Поэтому дайте своим посетителям настроить сортировку товаров по:

  • цене,
  • популярности,
  • рейтингу,
  • размеру или наличию скидки.

Чем больше у вас товаров, тем больше должно быть опций.

А еще не пренебрегайте показывать статус товара (в наличии, на складе, появится на складе в ближайшее время). Будет неприятно, если человек уже начал оформлять заказ или пришел в офлайн-точку за вещью, но тут выяснится, что товара нет в наличии. Можно случайно нарваться на конфликт. А вам это без надобности, правда?

Плохо

На сайте строительной компании «Знак» нет ни фильтров, ни сортировки — искать неудобно.

«Знак»

Хорошо

IKEA предлагает своим пользователям выбрать цвет и ценовой диапазон и рассортировать товары так, как нужно.

IKEA

Слишком много фильтров

Возможна и обратная ситуация, когда ритейлеры, стремясь угодить всем, прикручивают к поиску слишком много фильтров.

Да и некоторые параметры могут оценить только эксперты — обычным пользователям они ни к чему.

Плохо

DNS слегка перестарался с количеством фильтров в поиске.

По модели дискретной видеокарты и виду графического ускорителя ноутбуки могут сравнить только некоторые, но при этом в списке фильтров они перед таким параметром, как объем HDD/SSD. Оставлять pro-параметры в фильтрах — оправдано, но стоит ранжировать их по убыванию популярности.

DNS

Хорошо

У «Эльдорадо» перечислены в основном нужные параметры, но и здесь можно безболезненно уменьшить количество фильтров.

«Эльдорадо»

Список из одного объекта

Если поиск выдает стопроцентное попадание в какой-то определенный товар, то лучше сразу переводить пользователя на карточку этого товара и пропустить лишний шаг.

Помните: чем больше кликов — тем ниже вероятность покупки.

Плохо

При поисковой выдаче из одного товара Wildberries зачем-то все равно заставляет пользователя сделать лишний клик, чтобы перейти на карточку.

Wildberries.ru

Хорошо

Магазины научились переводить покупателя на товар через артикул, но в случае обычного поискового запроса все равно показывают дополнительную страницу с одним товаром и вынуждают тратить время на лишнее действие.

Исключение — все магазины, у кого есть товарные карточки в блоке автоподстановки.

Отсутствуют похожие и сопутствующие товары

Нулевая выдача — худшее, что может сделать магазин со своим сайтом. Однако этим грешат многие ритейлеры и отправляют пользователя на пустую страницу «Ничего не найдено».

Внутренний поиск — это часть воронки продаж. Пустая страница — это пробоина в воронке, через которую вываливаются ваши потенциальные покупатели.

Здесь снова в игру вступает персонализация. Даже если человек ввел бессмыслицу — покажите ему хоть что-то. Анализируйте его историю, ищите наиболее похожий запрос, рассказывайте об акциях, предлагайте популярные, похожие и сопутствующие товары. А настроить персонализированный поиск вам поможет REES46.

Плохо

Зияющая пустота «Мегафона». Так делать не надо.

«Мегафон»

И так тоже. Но радует, что магазин хотя бы спрашивает, что мы имели в виду.

IKEA

Хорошо

Магазин «Москва» честно пытается подобрать варианты, в которых содержатся слова из искомого поискового запроса.

«Москва»

А Wildberries показывает блок «Возможно, вам понравится».

Wildberries

Заключение   

Тезис, что внутренний поиск играет важную роль для онлайн-ритейлеров, взят не с потолка. Прежде всего, это один из этапов воронки продаж, задача которого — «дожать» потенциального покупателя до результата. Именно здесь он решает, продолжать взаимодействовать с сайтом или нет.

По разным данным, от 18% до 30% трафика интернет-магазина приходится на пользователей, которые зашли за чем-то определенным и ищут конкретный товар. Поиск для них важнее всего, сюда они будут кликать в первую очередь. Расточительно не заботиться об удобстве этих людей, ведь каждый пользователь стоит денег.

Подпишитесь на рассылку

Два письма в месяц: полезные статьи про маркетинг, исследования, инструкции, гайды, чек-листы и кейсы с лучшими практиками наших клиентов.