Кейс книжного магазина «Москва»:
15% выручки и 5700% ROI за счет
умного поиска

Персонализированный onsite search крупного книжного магазина — с синонимами, редиректами и статистикой запросов

Время чтения: 5 минут
Дата публикации: 29.09.2025
moscowbooks

Задача

Подключить гибкий поиск, который учитывает пользовательское поведение и особенности книжной отрасли, чтобы обеспечить релевантную выдачу.

Решение

Подключили персонализированный поиск REES46. Настроили синонимы и редиректы, внесли доработки для удобства пользователей.

moscowbooks

Торговый дом книги «Москва»

Книжный магазин в центре Москвы с многолетней историей. В ассортименте — более 500 000 наименований товаров, включая букинистические и антикварные издания, а также канцелярские принадлежности и сувениры. Интернет-магазин ежемесячно посещают около 170 тысяч уникальных пользователей.

Начало работы

До начала работы с REES46 Торговый дом книги «Москва» использовал самописный поиск, который работал исключительно по принципу точного совпадения. Это создавало множество трудностей:

  • Опечатки и альтернативные формулировки — система не могла обрабатывать запросы с ошибками или различиями в написании.
  • Пустые результаты — если запрос не совпадал с названием товара дословно, пользователи сталкивались с пустыми страницами и, как следствие, уходили с сайта.
  • Необходимость современного решения — магазину требовалось решение, которое понимало бы контекст запросов, исправляло ошибки и помогало быстро находить нужные книги даже при неполных или неточных данных.

В книжной отрасли есть две важные особенности. Во-первых, это обширное описание товара, которое подразумевает множество характеристик: автор, название произведения, издательство, год выхода и многое другое. Во-вторых, большое количество имен собственных. Люди могут искать книги с иллюстрациями определенного художника или в переводе конкретного человека. Кому-то нужны произведения Льва Толстого, а кому-то — его биография. Одного интересуют книги о войне 1812 года, а другого — именно год издания. Стандартный поиск не понимает таких нюансов, и это мешает пользователям быстро находить нужное.

В 2018 году магазин выбрал платформу REES46 по рекомендации партнеров, учитывая ее техническую функциональность, экономическую эффективность и клиентоориентированность. Интеграция системы заняла 4-5 месяцев.

Синонимы и редиректы

Магазин настроил синонимы для запросов, которые отличаются от формулировок на сайте. Например, если пользователь вводит «прерафаэлиты» на кириллице, умный поиск найдет товары, указанные на сайте латиницей как pre-raphaelite.

moscowbooks
По запросу «прерафаэлиты» поиск выдает и англоязычные названия

Также задали синонимы для запросов с ошибками и опечатками. В большинстве случаев такие меры не требуются, достаточно включить автоисправление. Но поиск в книжной сфере — один из самых сложных, и магазин столкнулся с тем, что при добавлении исправлений в топ поисковой выдачи выходили нерелевантные товары.

Исходя из гипотезы о том, что большинство читающих людей грамотны, команда Торгового дома отказалась от этой фичи. Пока мы прорабатываем данный вопрос, для запросов с опечатками предусмотрены синонимы — и это отлично работает. Например, «Бредбери» автоматически исправляется на «Брэдбери».

moscowbooks
Часть синонимов, которые вписал магазин «Москва»

Для отдельных запросов настроили редиректы на нужные страницы. Так, по запросу «детские книги» пользователя переводят в раздел детской литературы. По запросам «книги по экономике» или «книги по истории» происходит редирект в соответствующие разделы каталога, что значительно ускоряет навигацию.

moscowbooks
Сайт перенаправил запрос на страницу экономического раздела

Быстрый и пустой поиск

Быстрый поиск — это выпадающее окно с подсказками, историей запросов и популярными товарами, которое появляется, когда пользователь начинает вводить запрос. Согласно внутренней статистике клиентов REES46, в среднем четверть всех покупок из поиска приходится на быстрый поиск.

Чтобы алгоритмы отличали запрос «книга Блока» от «книга о Блоке», магазин настроил характеристики «автор», «издательство», «название книги» и остальные. Еще до перехода на страницу полного поиска пользователи уже могут получить нужный товар. А чем быстрее человек находит то, что ищет, тем выше вероятность конверсии.

moscowbooks
Окно быстрого поиска с подсказками

Пустой поиск тоже приносит заказы. Пользователь ставит курсор в поисковую строку и сразу видит свои прошлые запросы, недавно просмотренные товары, персонализированные рекомендации и популярное. Если человек искал книги, но по каким-то причинам прервал поиск, в следующую сессию выпадающее окно с подсказками ненавязчиво напомнит ему о предыдущих действиях.

moscowbooks
Окно быстрого поиска с подсказками

Доработки

За последние полгода на основе обратной связи от клиента мы внесли важные доработки, которые улучшили качество поиска.

Фильтры полного поиска в магазине. Теперь пользователям удобно уточнять характеристики товара, чтобы быстро найти нужный.

moscowbooks
Фильтры полного поиска слева от выдачи

Приоритет товаров в наличии. Раньше порядок товаров в результатах выдачи был произвольным, и сверху часто оказывались позиции, отсутствующие на складе. Мы изменили алгоритм, и теперь в начале списка выводятся прежде всего доступные для покупки книги.

Внедрение распознавания числовых значений в поиске. Названия книг могут содержать числа, написанные словами, например, «Три мушкетера». Некоторые пользователи ищут эту книгу по запросу «3 мушкетера». Мы настроили поиск так, чтобы он распознавал такие запросы и выдавал соответствующие результаты.

moscowbooks
Поиск понимает, что ищет покупатель

Результат

Значительный рост ключевых метрик
и удовлетворенности покупателей.

Основные показатели в цифрах:

ROI инструмента превысил

5700%

за последние полгода.

Около

15%

всей выручки магазина
приносит поиск REES46.

Снижение числа нулевых
результатов благодаря
аналитике и оперативному
исправлению проблемных
запросов.

Планы

Команда REES46 продолжает развивать продукт. В планах — внедрение искусственного интеллекта для автоматической генерации синонимов на основе анализа пользовательских запросов. Это сделает поиск еще более точным и эффективным.

Отзыв клиента

— То, как работает поиск в последние полгода, устраивает нас на 97%. Оставшиеся 3% — это особенности, которые трудно объяснить алгоритму. Поэтому будем вносить дополнительные настройки в процессе работы. Поддержку оцениваю на 10 из 5. Каждый раз, когда я обращаюсь с вопросами, команда REES46 отрабатывает оперативно и слаженно. В общем, мы очень довольны.

moscowbooks

Ирина
Павлюкова

Менеджер
по развитию,
Торговый дом
книги «Москва»

Подключить «Поиск»

Мы проведем демонстрацию и покажем, как все работает, потом подключим.

Команда проекта

Ирина Павлюкова
Менеджер по развитию Торговый дом книги «Москва»
Moscowbooks
Дарья Гранек
Customer Success Manager
REES46

Больше кейсов

Кейс kari

Кейс kari

Мультиканальные рассылки, автоматизация, рост доходности каналов в 2,5 раза
Читать кейс →
Кейс Concept Club

Кейс Concept Club

Массовые рассылки приносят 30% выручки в месяц
Читать кейс →
Кейс BOGACHO

Кейс BOGACHO

Комплекс маркетинговых инструментов с ROMI 4142%
Читать кейс →